Энсор Джеймс (1860-1948)

Публикация от 29.09.2014

Энсор Джеймс (1860-1948). Родился в Остенде. Сын английского инженера и продавщицы из Бельгии, Энсор учился с 1877 по 1879 год в брюссельской Академии художеств у Я.Порталса, который воспитал его в традициях фламандской живописи XVII века.



Его творчество можно достаточно определенно разделить на два периода: ранний (1870-1880) и поздний (1880-1940). В 1880 году художник совершил путешествие в Лондон, Париж, Голландию, имевшее огромное значение для формирования его живописного стиля. Картины, созданные Энсором в это время, индивидуальны по тематике. Написанные большей частью в темной колористической гамме, его интерьеры завораживали мягким лиризмом образов и одновременно высоким эмоциональным настроем. А пейзажи мастера, обращавшегося в основном к морской теме, передавали ощущение пустынных пространств и щемящего чувства одиночества, одолевавшего его («После бури», 1880). В Париже Энсор увлекся творчеством Эдуара Мане, под влиянием которого начал создавать жанровые композиции и натюрморты. В этих картинах воедино соединились острое видение натуры в любых ее проявлениях и великолепная живописная культура, восходящая к манере старых мастеров. Вообще национальная живописная традиция красной нитью проходит через все творчество художника. Его натюрморты с разнообразными сосудами, дичью, овощами, фруктами и цветами, воскрешают в памяти знаменитые голландские натюрморты-«завтраки» и лавки со снедью («Раковины и фарфоровые безделушки», 1882). Ранним портретам кисти Энсора присущ чуть насмешливый гротеск (неотъемлемая составная фламандской живописи), который в более поздних работах приобретает утрированный характер. Тема «художник в мастерской», столь любимая живописцами прошлого, находит новое звучание в произведениях Энсора, который зачастую использует прием «картина в картине», смешивает жанры (портрет и натюрморт) и всячески стремится к поиску нового («Автопортрет в шляпе с цветами», 1883). Вернувшись в свой родной Остенде, в середине 1880-х годов художник обратился к другим темам и образам в искусстве, где с особой силой проявилась его бурная, неуемная фантазия.

Он включает в свои произведения фантастические элементы: карнавальные маски (излюбленные образы-символы Энсора) и пугающие образы. Творчество Энсора, а в большей степени графика, полны карикатурного юмора. Впрочем, художник не обходит стороной и себя («Автопортрет с масками», 1899). Весь свой талант и умения Энсор вкладывает в картину «Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888-1889), которая получила противоречивые оценки, даже среди его друзей и коллег. Автор проводит идею о том, что с древних времен ничего не изменилось в этом мире, неизменном в своем неприятии подлинных духовных ценностей. Мир масок предстает на полотне художника как мир людей, лишенных индивидуальных чувств, мыслей и страстей.

Оригинальное дарование Энсора не сразу обрело признание: его рассматривали как эксцентричного художника-одиночку. В 1898 году выставка мастера в Парижском Салоне потерпела фиаско, а через год галерея Альбертина в Вене приобрела около ста работ Энсора. В 1929 году ретроспективная экспозиция великого художника в Брюсселе имела оглушительный успех. К концу жизни он обрел долгожданную славу и получил дворянский титул.

Оцените, пожалуйста!
Оставить отзыв

Имя

Почта (не отображается)